ДЕЛО | |
---|---|
Уникальный идентификатор дела | 47RS0006-01-2022-006539-37 |
Дата поступления | 09.02.2023 |
Категория дела | Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публич.полномочиями, должностных лиц, государственных и муници → Об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления → об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления → прочие об оспаривании решения, действий (бездействия) органов военного управления |
Судья | Морозова Светлана Геннадьевна |
Дата рассмотрения | 16.03.2023 |
Результат рассмотрения | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
РАССМОТРЕНИЕ В НИЖЕСТОЯЩЕМ СУДЕ | |
---|---|
Суд (судебный участок) первой инстанции | Гатчинский городской суд |
Номер дела в первой инстанции | 2а-6201/2022 ~ М-5085/2022 |
Судья (мировой судья) первой инстанции | Гиренко Марина Викторовна |
ДВИЖЕНИЕ ДЕЛА | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Наименование события | Дата | Время | Место проведения | Результат события | Основание для выбранного результата события | Примечание | Дата размещения ![]() | ||
Передача дела судье | 09.02.2023 | 12:26 | 09.02.2023 | ||||||
Судебное заседание | 16.03.2023 | 11:15 | 2 | Вынесено решение | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ | 09.02.2023 | |||
Дело сдано в отдел судебного делопроизводства | 27.03.2023 | 16:16 | 27.03.2023 | ||||||
Передано в экспедицию | 27.03.2023 | 16:28 | 27.03.2023 |
УЧАСТНИКИ | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Вид лица, участвующего в деле | Фамилия / наименование | ИНН | КПП | ОГРН | ОГРНИП | ||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Военный комиссариат г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области | ||||||||
ЗАИНТЕРЕСОВАННОЕ ЛИЦО | Войсковая часть № 29760 | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ИСТЕЦ | Мушуманский Павел Сергеевич | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывная комиссия по мобилизации Гатчинского муниципального района Ленинградской области | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | Призывную комиссию по мобилизации ЛО | ||||||||
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ОТВЕТЧИК | ФКУ Военный комиссариат по ЛО |
Дело № 33a-1901/2023
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 16 марта 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Морозовой С.Г.,
судей Григорьевой Н.М., Муратовой С.В.,
при секретаре Черкасовой Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6201/2022 по апелляционной жалобе административного ответчика Военного комиссара г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области на решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 ноября 2022 года, которым удовлетворен административный иск Мушуманского Павла Сергеевича к призывной комиссии по мобилизации Гатчинского муниципального района Ленинградской области, Военному комиссариату г. Гатчина и Гатчинскому району Ленинградской области, призывной комиссии по мобилизации Ленинградской области, ФКУ Военный комиссариат Ленинградской области о признании незаконным и отмене решения о призыве на военную службу, обязании вынести решение об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации в связи с ее заменой на альтернативную гражданскую службу.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Морозовой С.Г., пояснения представителя ответчика Сизенко В.П., возражения истца Мушуманского П.С. и его представителя адвоката Передрук А.Д., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
установила:
Мушуманский П.С. обратился в Гатчинский городской суд Ленинградской области с административным исковым заявлением, указав в обосновании своих требований, что является евангельским христианином, родился и воспитывался в семье верующих родителей. Его убеждениям и вероисповеданию противоречит несение военной службы с оружием в руках. При этом не желает уклоняться от воинской обязанности и от мобилизационных мероприятий. Однако, по причине взглядов, основанных на религиозных убеждениях, не может выполнять приказы, направленные на уничтожение, поражение живых людей. В период с 2019 г. по 2021 г. проходил альтернативную гражданскую службу. С тех пор его убеждения и взгляды не менялись. 24.09.2022 получил первую за период частичной мобилизации повестку для явки в военный комиссариат г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области, где 25.09.2022 без проведения медицинского освидетельствования или осмотра, без выяснения наличия оснований для отсрочки или освобождения от призыва на военную службу по мобилизации, был призван на военную службу. При этом, должностными лицами военного комиссариата было проигнорировано его заявление о том, что в период с 2019 г. по 2021 г. служил на альтернативной гражданской службе и будучи христианином не может проходить военную службу в силу убеждений и взглядов, а также его заявление о замене военной службы по мобилизации на альтернативную гражданскую службу. С решением призывной комиссии по мобилизации о призыве на военную службу не согласен, считает его незаконным, нарушающим его право на замену военной службы на альтернативную гражданскую службу, гарантированное ст.ст. 28, 59 Конституции РФ. Кроме того, решение о призыве на военную службу по мобилизации было принято с нарушением порядка принятия оспариваемого решения, в связи с тем, что отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, признанным временно не годным к военной службе по состоянию здоровья. Следовательно, при проведении мобилизационных мероприятий должно проводиться медицинское освидетельствование граждан, пребывающих в запасе, устанавливаться наличие или отсутствие у них оснований для признания их временно негодными к военной службе. В нарушение установленного порядка, в отношении него медицинское освидетельствование не проводилось. В связи с чем, просит суд признать незаконным и отменить решение от 25.09.2022 о призыве на военную службу, обязать вынести решение об освобождении от призыва на военную службу по мобилизации в связи с ее заменой на альтернативную гражданскую службу.
Определениями суда от 15.11.2022 к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены ФКУ «Военный комиссариат Ленинградской области» и призывная комиссия по мобилизации Ленинградской области, в качестве заинтересованного лица – войсковая часть №29760 (л.д. 103, 104).
Решением Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30.11.2022 исковые требования удовлетворены: признано незаконным решение № 4/1 от 25.09.2022, обязав Призывную комиссию по мобилизации Гатчинского муниципального района Ленинградской области рассмотреть вопрос о направлении Мушуманского П.С. для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований (л.д. 174-187).
В апелляционной жалобе военный комиссар г. Гатчины и Гатчинского района просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное, принятое с нарушением норм материального права (л.д. 196-201).
В возражениях на апелляционную жалобу представитель административного истца просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения (л.д. 206-210).
Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда, выслушав пояснения сторон, их представителей, оценив материалы административного дела, и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьёй 308 КАС РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
Согласно преамбуле Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (с последующими изменениями и дополнениями), (далее по тексту - Федеральный закон N 61-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.
В целях обороны устанавливается воинская обязанность граждан Российской Федерации (часть 3 статьи 1 Федерального закона N 61-ФЗ).
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан закреплено в Федеральном законе от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), (далее по тексту - Федеральный закон N 53-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ, воинская обязанность граждан Российской Федерации в числе прочего, перечисленного в данной правовой норме, предусматривает пребывание в запасе.
В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает: призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время; прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время; военное обучение в период военного положения и в военное время (часть 2 статьи 1 Федерального закона N 53-ФЗ).Правовое регулирование в области мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации, права, обязанности и ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций независимо от форм собственности и их должностных лиц, граждан Российской Федерации в этой области устанавливает Федеральный закон от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный закон N 31-ФЗ).
Согласно положений статьи 21 Федерального закона N 31-ФЗ при объявлении мобилизации граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться на сборные пункты в сроки, указанные в мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссариатов, федеральных органов исполнительной власти, имеющих запас.
Отсрочка от призыва на военную службу по мобилизации предоставляется гражданам, указанным в пункте 1 статьи 18 Федерального закона N 31-ФЗ, а также другим гражданам или отдельным категориям граждан, которым дано такое право указом Президента Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 N 647 "Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации" с 21.09.2022 в Российской Федерации объявлена частичная мобилизация.
Как следует из личного дела призывника и установлено судом первой инстанции, Мушуманский П.С., <ДАТА РОЖДЕНИЯ>, проходил альтернативную службу в ЛОГСКУСО «Кингисеппский ПНИ» с 04.07.2019 по 02.04.2021, имеет воинское звание – рядовой, воинская должность - техник, категория годности - Б (л.д. 14, 24, 25, 27, 29, 143).
В соответствии с выпиской из протокола № 4/1 от 25.09.2022 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 21.09.2022 г. № 647 Мушуманский П.С. призван на военную службу по мобилизации граждан, пребывающих в запасе (л.д. 46).
25.09.2022 г. Мушуманскому П.С. вручена повестка о призыве на военную службу (л.д. 8).
В соответствии с выпиской из протокола заседания призывной комиссии Ленинградской области по частичной мобилизации от 07.10.2022 г., по результатам обращения Мушуманской М.И., решение призывной комиссии по мобилизации Гатчинского района Ленинградской области в отношении Мушуманского П.С. оставлено без изменения (л.д. 76).
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что Мушуманский П.С. не проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, не имеет боевого опыта, а Указ Президента Российской Федерации говорит о частичной мобилизации, что подразумевает под собой дифференцированный подход при выполнении мероприятий по призыву по мобилизации, в связи с чем, обязанность по защите Отечества при мобилизации может быть реализована не только путем призыва на военную службу, но и направлением на альтернативную гражданскую службу по мобилизации, в частности для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований, при этом.
Судебная коллегия полагает выводы суда обоснованными и правомерными.
Относительно довода жалобы о том, что законом о мобилизации не предусмотрена отсрочка либо освобождение от военной службы в связи с прохождением альтернативной службы, судебная коллегия полагает следующее.
В силу пункта 2 статьи 17 Федерального закона N 31-ФЗ призыву на военную службу по мобилизации подлежат граждане, пребывающие в запасе, не имеющие права на отсрочку от призыва на военную службу по мобилизации.
Согласно п. 1 ст. 52 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе прошедших альтернативную гражданскую службу.
При этом, Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу и пребывающие в запасе, от призыва на военную службу по мобилизации не освобождены.
Однако указанные статьи противоречат требованиям ст. 28 и ч. 3 ст. 59 Конституции Российской Федерации, согласно которым гражданам гарантируется свобода вероисповедания и свобода действовать в соответствии со своими религиозными убеждениями и в случаях, когда несение военной службы гражданином России противоречит его убеждениям и вероисповеданию, он имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Конституция Российской Федерации, как об этом указано в ч. 1 ст. 15 этого основного закона, имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России, а все законы и правовые акты, применяемые на ее территории, не должны противоречить Конституции.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Согласно абз. 2 ст. 2 того же Федерального закона гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Согласно подтверждению Санкт-Петербургской местной религиозной организации Миссия Христиан Веры Евангельской «Благословение» № 02 от 25.10.2022 г., Мушуманский П.С. является последователем вероучения Христиан Веры Евангельской, характеризуется положительно, с детства посещает Воскресную школу, участвует в проводимых Миссией богослужениях. В соответствии с действующим законодательством РФ (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе») и внутренними каноническими установлениями Христиан Веры Евангельской, а также в соответствии со своими устойчивыми убеждениями и вероисповеданием, Мушуманский П.С. имеет право на замену воинской службы на альтернативную гражданскую службу (л.д. 77).
Приверженность указанных убеждений Мушуманским П.С. изложены и в заявлении о замене военной службы по мобилизации на альтернативную гражданскую службу (л.д. 9-10).
Довод жалобы о невозможности исполнить решение суда в части рассмотрения вопрос о направлении Мушуманского П.С. для работы на должностях гражданского персонала, судебная коллегия полагает не состоятельной, поскольку согласно ч.3 ст. 17 Федерального закона N 31-ФЗ граждане, пребывающие в запасе и не призванные на военную службу по мобилизации, могут направляться для работы на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемое решение по доводам жалобы отмене не подлежит, доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Правовых оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены решения суда апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Гатчинского городского суда Ленинградской области от 30 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Военного комиссара г. Гатчина и Гатчинского района Ленинградской области - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев путем подачи кассационной жалобы через суд, принявший решение.
Председательствующий:
Судьи:
Апелляционное определение изготовлено в полном объеме 16.03.2023.
Судья: Гиренко М.В.
