
Дело № 7-12/2021
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 12 января 2021 г.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре Прорубщикове Г.А.,
рассмотрев жалобу Кожокаря К.Ю., действующего в защиту ООО «Дартс СПб», на постановление судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 18 сентября 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 18 сентября 2020 г. ООО «Дартс СПб» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей.
Из постановления следует, что ООО «Дартс СПб» 8 июля 2020 г. в нарушение Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» незаконно привлекло к трудовой деятельности по адресу: Ленинградская область, Ломоносовский район, <адрес> сельское поселение, производственно-административная зона «<данные изъяты>», ул. <адрес>, <адрес> (территория производственно-фармацевтической компании «<данные изъяты>») иностранного гражданина ФИО4, не имевшего патента на работу в Ленинградской области.
В жалобе Кожокаря К.Ю. содержится просьба об отмене постановления суда в связи с существенными нарушениями процессуальных требований и о возврате дела на новое рассмотрение.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника Кожокаря К.Ю., прихожу к выводу о наличии оснований для отмены постановления суда.
Согласно п. 1 ст. 13.3 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с данным Федеральным законом.
Привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ.
Нарушения, указанные в чч. 1 - 3 ст. 18.15 КоАП РФ, совершенные юридическим лицом в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области, влекут в соответствии с ч. 4 указанной статьи наложение административного штрафа в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Принимая решение по делу, суд исходил из доказанности факта незаконного привлечения ООО «Дартс СПб» к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО4, не имевшего патента на работу в Ленинградской области.
Проверка законности и обоснованности постановления суда показала, что судом не было учтено следующее.
Согласно ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Исходя из указанных положений, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 25.5 КоАП РФ для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель.
Защитник и представитель, допущенные к участию в производстве по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с Кодексом (ч. 5 ст. 25.5 КоАП РФ).
Из материалов дела усматривается, что защитником Кожокарем К.Ю. было заявлено ходатайство о замене административного штрафа на предупреждение в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Ходатайство заявляется в письменной форме и подлежит немедленному рассмотрению. Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения.
Исследование материалов дела показало, что они не содержат данных о том, что ходатайство защитника было рассмотрено и по нему выносилось определение. То обстоятельство, что указанные в ходатайстве вопросы могли быть или подлежали разрешению при вынесении постановления, не означает, исходя из положений ст. 24.4 КоАП РФ, что ходатайство, в том числе соблюдение требований к его оформлению, могло быть оставлено без рассмотрения и по нему не должно было быть принято соответствующее решение.
Кроме того, судом не было обращено внимание на тот факт, что 13 июля 2020 г. начальником ОВМ ОМВД России по Ломоносовскому району Ленинградской области ФИО5 были взяты объяснения у Кожокаря К.Ю. вопреки его процессуальному статусу защитника с разъяснением ему положений ст. 51 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 25.1, 24.2 КоАП РФ, относящихся к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Данному обстоятельству не было дано надлежащей оценки с точки зрения обеспечения привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу, а также защитнику, возможности реализовать свои процессуальные права, предусмотренные КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Учитывая изложенное, прихожу к выводу, что в ходе производства по делу были допущены существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Постановление судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 18 сентября 2020 г. подлежит отмене с возвратом дела на новое рассмотрение.
Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 18 сентября 2020 г., принятое в отношении ООО «Дартс СПб» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, дело возвратить в суд на новое рассмотрение.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья П.Ю. Летников)